Диагностические критерии СДВГ по DSM-V

О центре - Практическая деятельность - Синдром дефицита внимания и гиперактивностиДиагностические критерии СДВГ по DSM-V

 

Диагностические критерии согласно диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам 5-го пересмотра (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition (DSM – V))

A. Постоянный признак невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности, который мешает функционированию или развитию, характеризуется (1) и / или (2):

1. Невнимательность: 6 и более (у детей школьного возраста), 5 и более (для обследуемых старше 17 лет) из следующих симптомов сохранялись в течение, по крайней мере, 6 месяцев на уровне, который отрицательно влияет на социальную и академическую / профессиональную деятельность.

  • a. Часто не уделяет пристального внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности в школьной деятельности; на работе или во время других видов деятельности (например, упускает из виду важные детали, выполненная работа имеет неточности);
  • b. Часто бывает трудно удерживать внимание в заданиях или игровых действиях (например, трудно оставаться сосредоточенным во время лекций, бесед или длительного чтения);
  • c. Часто кажется, что он не слушает, когда с ним разговаривают напрямую (например, кажется, что мысли направлены на что-то другое, даже при отсутствии каких-либо явных отвлекающих факторов);
  • d. Часто не выполняет инструкции по выполнению работы и не в состоянии закончить школьную работу, домашние дела или обязанности на рабочем месте (например, начинает выполнение, но быстро теряет фокус и легко отвлекается);
  • e. Часто испытывает трудности при самостоятельной организации выполнения заданий и привычных действий (например, трудности при выполнении последовательных заданий; с трудом следит за тем, чтобы материалы и вещи были в порядке; грязная, неорганизованная работа; плохо распоряжается временем; не выдерживает сроки);
  • f. Избегает, уклоняется от выполнения задач, которые требуют постоянных умственных усилий (например, школьная работа или домашняя работа; для старших подростков и взрослых это может быть подготовка отчетов, заполнение форм, просмотр длинных работ);
  • g. Часто теряет вещи, необходимые ежедневно (например, школьные материалы, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, изделия из бумаги, очки, мобильные телефоны);
  • h. Часто легко отвлекается на посторонние стимулы (для старших подростков и взрослых характерно наличие несвязанных мыслей);
  • i. Часто забывает о повседневных делах (например, забывает о выполнении работы, поручений; для старших подростков и взрослых – забывает об оплате счетов, заранее назначенных встречах, визитах к врачу).

2. Гиперактивность / импульсивность: 6 и более (у детей школьного возраста), 5 и более (для обследуемых старше 17 лет) из следующих симптомов сохранялись в течение, по крайней мере, 6 месяцев на уровне, который отрицательно влияет на социальную и академическую / профессиональную деятельность.

  • a. Часто суетится, стучит руками и/или ногами или извивается на сидении;
  • b. Часто покидает место в ситуациях, когда необходимо оставаться на одном месте (например, оставляет место в классе, в офисе или на другом рабочем месте, или в других ситуациях, которые требуют оставаться на месте);
  • c. Часто бегает или лазает в ситуациях, когда это неуместно (у старших подростков или взрослых может ограничиваться чувством беспокойства);
  • d. Часто не может спокойно играть в настольные игры;
  • e. Часто в движении – «на ходу», ведёт себя, как «взвинченный» (например, не может чувствовать себя комфортно в течение длительного времени в неестественной обстановке – в ресторанах, на совещаниях; может восприниматься со стороны, как беспокойство, с которым трудно справиться);
  • f. Часто говорит излишне много;
  • g. Часто выдает ответ до того, как вопрос завершен (например, завершает предложения людей; не может дождаться своей очереди в разговоре);
  • h. Часто бывает трудно дождаться своей очередности (например, в очереди);
  • i. Часто прерывает или вмешивается в дела других (например, вступает в разговоры, игры или действия; может начать использовать вещи других людей без спроса или получения разрешения; для старших подростков и взрослых – может вмешиваться в дела других людей).

B. Несколько симптомов «невнимательности» или «гиперактивности/импульсивности» присутствовали до 12 лет.

C. Несколько симптомов «невнимательности» или «гиперактивности/импульсивности» присутствуют в двух или более ситуациях (например, дома, в школе или на работе; с друзьями или родственниками; в других видах деятельности).

D. Существует явное свидетельство того, что симптомы мешают или ухудшают качество социальной, академической или профессиональной деятельности.

Укажите, если:

314.01 (F90.2) Комбинированная представленность: Критерии А1 (невнимательность) и критерии А2 (гиперактивность/импульсивность) встречаются в течение не менее 6 последних месяцев.

314.00 (F90.0) Представленность преимущественно «невнимательности»: Критерии А1 (невнимательность) встречаются, а критерии А2 (гиперактивность/импульсивность) не встречаются в течение не менее 6 последних месяцев.

314.01 (F90.1) Представленность преимущественно «гиперакивнсоти / импульсивности»: Критерии А2 (гиперактивность / импульсивность) встречаются, а критерии А1 (невнимательность) не встречаются в течение не менее 6 последних месяцев.

Укажите, если имеет место частичная ремиссия: если ранее было соответствие достаточному числу критериев, а за последние 6 месяцев число соответствий стало недостаточным по отношению к числу необходимых критериев, но симптомы все еще приводят к ухудшению социальных, академических или профессиональных функций

Укажите текущую тяжесть состояния:

Легкий: Немного, если таковые имеются, симптомы, превышающие те, которые необходимы для постановки диагноза, присутствуют, и симптомы приводят лишь к незначительным нарушениям в социальной или профессиональной деятельности.

Умеренный: симптомы или функциональные нарушения между «легкой» и «тяжелой» присутствуют.

Тяжелый: число симптомов значительно превышающие уровень необходимых симптомов для постановки диагноза, или некоторые симптомы, которые являются особенно серьезными, присутствуют, или присутствующие симптомы приводят к заметному ухудшению социального или профессионального функционирования.

Риск и прогностические факторы

Темпераментность. СДВГ ассоциирован с поведенческой расторможенностью, отсутствием тщательного контроля и ограничений; негативной эмоциональностью; и / или повышенным стремлением к новому. Эти черты могут предрасполагать некоторых детей к СДВГ, но не являются специфическими для расстройства.

Окружающая среда. Очень низкая масса тела при рождении (менее 1500 грамм) несет риск развития СДВГ в два-три раза, но у большинства детей с низкой массой тела при рождении СДВГ не развивается. Хотя СДВГ коррелирует с курением во время беременности, некоторые из этих ассоциаций отражают общий генетический риск. Меньшая часть случаев может быть связана с реакциями на специфическую диету. Может иметь место история жестокого обращения с детьми, отсутствия заботы, многократных приемных групп, воздействия нейротоксинов (например, свинца), инфекций (например, энцефалита) или воздействия алкоголя в утробе матери. Воздействие токсичных веществ в окружающей среде коррелировало с последующим СДВГ, но неизвестно, являются ли эти ассоциации причинными.

Генетический и физиологический. СДВГ повышен у биологических родственников первой степени лиц с СДВГ. Наследственность СДВГ является существенной. Хотя определенные гены были связаны с СДВГ, они не являются ни необходимыми, ни достаточными причинными факторами. Нарушения зрения и слуха, нарушения обмена веществ, нарушения сна, дефицит питательных веществ и эпилепсия должны рассматриваться как возможные факторы, влияющие на симптомы СДВГ. СДВГ не связан с конкретными физическими особенностями, хотя частота незначительных физических аномалий (например, гипертелоризм, сильно выпуклое нёбо, низко посаженные уши) может быть относительно повышенной. Могут предшествовать незначительные задержки моторного развития и другие незначительных неврологические знаки.

Семейный микроклимат. Особенности семейного взаимодействия в раннем детстве вряд ли могут вызвать СДВГ, но могут повлиять на его течение или способствовать вторичному развитию проблем поведения.

запись к врачу +7 812 7642710

 

Наверх