Что такое СДВГ?

О центре - Практическая деятельность - Синдром дефицита внимания и гиперактивности - Что такое СДВГ?

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это нейробиологическое (связанное с нарушениями в работе некоторых структур и систем головного мозга) состояние, характеризующееся неадекватными для данного возраста уровнями невнимательности, гиперактивности (чрезмерной подвижности) и импульсивности (несдержанности).
Эти признаки могут проявляться в различных комбинациях в разных условиях: в школе, дома и в иных ситуациях, и обычно обнаруживаются в дошкольном или раннем школьном возрасте.

Симптомы СДВГ появляются в течение многих месяцев, обычно симптомы импульсивности и гиперактивности предшествуют симптомам нарушения внимания, которые могут не появляться в течение года и более.

Согласно принятым диагностическим критериям, на СДВГ указывают три вида поведения. У детей с СДВГ можно обнаружить несколько признаков постоянной невнимательности. Эти дети могут быть куда более гиперактивными и импульсивными, чем их ровесники. Или же у них могут проявляться все три типа поведения. Это означает, что специалисты признают три типа СДВГ.

Существует тип с преобладанием гиперактивности/импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны), тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности/импульсивности незначительны) и смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности).

В связи с тем, что у каждого ребенка время от времени возникают такие проблемы, для постановки этого диагноза нужно, чтобы подобное поведение было очевидно неприемлемым чрезмерным для человека данного возраста.
Все дети иногда беспокойны, иногда делают что-то не думая, иногда уплывают куда-то в мечтах, но когда гиперактивность, отвлекаемость, плохая концентрация внимания или импульсивность начинают влиять на успеваемость в школе, отношения с другими детьми или поведение дома, у ребенка можно заподозрить СДВГ.
Установлено, что от 3 до 10 процентов детей имеют признаки этого состояния. Это значит, что в классе, состоящем из 25-30 детей, как минимум у двух мы увидим проявления этого синдрома.

Основными проявлениями СДВГ являются:
  • дефицит внимания;
  • гиперактивность;
  • импульсивность.
Гиперактивные дети, кажется, постоянно находятся в движении и на ногах. Они разрушают все вокруг, хватая и играя со всем, что попадается им на глаза, или беспрестанно разговаривают. Для них оказывается трудной задача сидеть спокойно за столом во время обеда и школьного урока, или спокойно общаться. Они извиваются и ерзают на стульях, или рыщут по комнате. Или вертят ступнями, все трогают, громко стучат карандашом.

Гиперактивные подростки или взрослые чувствуют внутреннее беспокойство. Они часто рассказывают, что им нужно быть занятыми, и могут попытаться делать несколько дел одновременно.

Импульсивные дети не могут сдержать свою непосредственную реакцию или подумать перед тем, как что-то сделать. Они часто выпаливают неподходящие комментарии, безудержно проявляют свои эмоции и действуют, не учитывая последствий своего поведения.

Их импульсивность мешает им дождаться чего-то желаемого или своей очереди в игре. Они могут отобрать игрушку у другого ребенка или ударить, если они расстроены. Даже подростки или взрослые импульсивно выбирают себе занятия, которые приносят пусть маленькую, но немедленную отдачу, вместо того, чтобы заняться делом, требующим больших усилий, но и дающим гораздо большее вознаграждение – правда, потом.

Некоторые признаки гиперактивности-импульсивности проявляются в том, что дети:
  • Не может сидеть спокойно, беспокойные движения рук и ног;
  • Все время наоходится в движении, как заведенный;
  • Неусидчив, не может высидеть положенное время;
  • Слишком много бегает, ползает, залезает куда не положено;
  • Не может играть в спокойные игры;
  • Выкрикивают ответы до того, как целиком услышат вопрос;
  • Избыточно общителен, болтлив;
  • Перебивает, вмешивается в разговоры в игры;
  • С трудом стоят в очереди или дожидаются своей очереди в игре.
Невнимательным детям тяжело сосредоточиться на чем-то одном, задание может их утомлять уже через несколько минут после его начала. Если они заняты чем-то действительно им нравящимся, у них нет проблем с концентрацией внимания. Но специально, сознательно сосредоточить внимание на организации и выполнении задания, на изучении чего-то нового – это им тяжело.

Выполнение домашнего задания особенно трудно для этих детей. Они забывают записать его или оставляют его в школе. Забывают принести учебник или приносят не тот. Если все-таки домашняя работа выполнена, она полна ошибок и помарок. Домашняя работа часто вызывает отчаяние и у ребенка, и у родителя.

Отмечают следующие признаки нарушения внимания:
  • Не может сосредоточить внимание на деталях, делают ошибки из-за своей беспечности в школе и дома;
  • Не может удерживать внимание в течение достаточно длительного времени, даже когда играет или чем-то увлечен;
  • Создается впечатление, что не слушает, когда с ним разговаривают;
  • Не может довести выполнение задания до конца (в школе и дома) даже если понимает необходимость этого;
  • Не может самостоятельно организовать свою работу;
  • Старается избегать заданий связанных с длительной умственной работой;
  • Забывают или теряют такие вещи, как маленькие игрушки, карандаши, книжки и инструменты, необходимые для выполнения задания;
  • Часто мечутся от одного незаконченного дела к другому, отвлекается от начатого занятия;
  • Забывает выполнять регулярные требования.

запись к врачу +7 812 7642710

 

Наверх