Проявления СДВГ и их возрастная динамика

О центре - Практическая деятельность - Синдром дефицита внимания и гиперактивности - Проявления СДВГ и их возрастная динамика

 

СДВГ может проявляться либо только невнимательностью (не способ-ностью сосредоточиться, повышенной отвлекаемостью, либо, значительно реже, только чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью), но чаще всего мы сталкиваемся с комбинированным проявлением всех этих особенностей.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активно-стью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим син-дромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной коор-динации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25-30% выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).

к подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания со-храняются. По результатам исследования Н.Н. 3аваденко поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» внимание, могут «впадать» И «выпадать» из состояния сосредоточения, особенно при отсутствии дви-гательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они ак-тивизируют центры равновесия при помощи двигательной активности.

Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо И не от-впекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противо-речие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н. Н. Заваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия и дисграфия, для 61% детей -признаки дискалькулии. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5-1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполу-шарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для ги-перактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований по-казывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные осо-бенности их статуса не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные. Так, Т. Эдиссон и У. Черчиль относились к гиперактивным детям и считались трудными подростками.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй - в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5-7 и 9-10 лет - критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

Д. А. Фарбер отмечает, что к 7 годам происходит смена стадий интел-лектуального развития, формируются условия для становления абстракт-ного мышления и произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношении к учебе.

По современным научным данным, среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди ао-аь-пегних - 1:2 с преобладанием девушек. В клинике соотношение мальчиков и девочек ва-рьирует от 6:1 до 9:1. У девочек более выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстройства.

Высокая частота распространенности синдрома у мальчиков обу-словлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенети-ческим воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большего количества межполушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенса-торных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы.

запись к врачу +7 812 7642710

 

Наверх